Наши помощники
Летний сезон 2004 года в нашем хозяйстве был особенным. Начиная с мая и заканчивая сентябрём, к нам приезжали школьники. Это были учащиеся Вальдорфских школ городов Петербурга и Ярославля.
Первыми к нам приехали ребята из 8 класса школы № 658. Класс был большой- 30 человек, и учительнице, да и нам, пришлось нелегко. Ребят надо было организовать на работу, не сбиться с режима дня, да ещё оставить время на отдых…
Хотя срок, на который приехали ребята, был небольшим, сделать удалось много:
сделать клумбу для цветов: для этого пришлось хорошенько выполоть траву, наносить компоста, придать форму земле, и… даже выложить камнями дорожку вокруг клумбы
вырубить старые деревья и перепилить их на дрова
В последний день нашлось время для прогулки на Залустежское озеро, где самые закалённые ребята даже смогли искупаться.
Следующие к нам приехали школьники 8 класса из Ярославля для проведения с\х практики. Всего было 14 человек подростков и 2 учителя. Этим ребятам очень не повезло с погодой- ежедневно шли дожди, да и жары особой не было. Приходилось работать даже под дождём! В связи с такой погодой процессы вегетации растений были замедлены и картофель и морковь взошли лишь через месяц после посадки. Едва ростки моркови проклюнулись из-под земли, мы приступили к прополке. Гряды-то у нас не маленькие-400 м длиной!! И ребятам пришлось нелегко. И, если бы не их помощь, не видать нам такого отличного урожая моркови осенью!
Ярославские ребята за время, проведённое у нас в хозяйстве, помогли сделать:
разобрать кучу хлама времён 60 г.г.
починить забор, отпилить старые ветки у деревьев
вымыть окна в помещении клуба и самое главное-
прополоть морковь и свёклу
Помимо практической работы на земле, мы рассказывали ребятам о теоретических основах биодинамики. Неожиданно для нас, это оказалось для них интересно!
Кормить их мы старались только собственными Биодинамическими продуктами, а также натуральным коровьим молоком, творогом, сливками и маслом, приобретёнными у местного населения, но… имея возможность выбирать, ребята предпочитали «магазинное» масло.
Каждый вечер мы обсуждали прожитый день, вопросы, которые он ставил и проблемы, с которыми приходилось встречаться. Это форма завершения дня традиционна для всех Вальдорфских школы, но этот класс был особенным. Мы увидели, что открытость ребят и стремление к справедливости могут многое изменить!
Не хотелось расставаться, мы очень привыкли друг к другу, но наступило время отъезда! К, сожалению, это была, видимо, первая и последняя встреча с этим прекрасным классом. Сложная ситуация, сложившая в школе привела к тому, что ребята «разбежались» по разным школам города Ярославля, и вместе мы их больше не увидим. Как жаль, а было столько общих планов на будущее!
В перерывах между школьниками к нам на помощь приезжали группы помощников - антропософские врачи из Петербурга и Гатчины, а также просто друзья.
Быстро пролетело лето, наступила пора сбора урожая, и здесь нам тоже было не обойтись без помощи молодёжи. Наш призыв о помощи услышали учителя школы…. Класс за классом стали приезжать школьники.
Вначале был убран картофель-это 9 класс - тот, что весной первый приезжал к нам в хозяйство. Осенью они приехали с новым молодым учителем Андреем Георгиевиечем… Интересно было наблюдать, как меняется поведение подростков в зависимости от личности и возраста учителя. В данном случае молодость и искренность учителя, который собственным примером показывал ребятам, что и как надо делать, действовали на ребят самым лучшим образом! За выходные мы управились с уборкой картофеля и вывозом его с поля. Причём, с поля его увозили сами ребята, которым было доверено управление трактором. Теперь стояла задача его перебрать и опустить в подвал. На помощь приехал 7-ой класс -учитель. Эти ребята были у нас впервые и было неизвестно понравится ли им наш Дом и та работа, которую им предстояло выполнить. Временем, проведённым у нас, все остались довольны. Ребята быстро выполнили работу с хорошим настроением. С этим классом мы впервые сделали нечто вроде, так называемых, «зелёных ящиков» ( то, что давно принято на Западе –формирование заказов клиентам, у нас эта культура обслуживания только начинает развиваться). В нашем варианте это были оранжевые полиэтиленовые мешки, с развешенным по 5 кг картофелем.
Последней с поля мы убирали морковь( ту, что помогали пропалывать школьники из Ярославля), её надо было перебрать, расфасовать и также опустить в подвал. Но работать с морковью значительно труднее- у неё надо ещё и ботву обрезать! Эту операцию помог нам осуществить 10 класс Леси Яковлевны, 28 человек ( с 17 сентября-19сентября). Это, тот класс, что первым открыл дорогу к нам в хоз-во ещё осенью 2003 года.
Сезон 2004 был закончен, впереди нас ждёт весна 2005-посадка, прополка, сбор урожая… Каким он будет грядущий 2005 год?
Семинар по Биодинамике в 2005 году.
Календарь благоприятных дней для сельскохозяйственных работ.